КОМПЛЕКС СПАСАТЕЛЯ
Слышали, возможно, про так называемый «треугольник Карпмана». Это модель, которая описывает психологическое поведение людей, проигрывающих три классические роли:
Жертва
Преследователь
Спасатель
О роли жертвы и преследователя я лучше расскажу в видео (потому как слишком обширная тема для рамок статьи). А вот тут хочется кратко пройтись по роли спасателя.
Спасатель, на первый взгляд, персонаж положительный. Ведь он как-будто заинтересован в помощи людям. Заинтересован в том, чтобы делать другому человеку хорошо, будто хочет быть полезен. Однако, эту роль относят к форме невротического поведения, то есть не здорового.
Почему? Потому что в основе поведения Спасателя — смешанный мотив:
Это может быть построение своей самооценки на «помогаторстве»: подкрепление чувства собственной важности, значимости, благородстве. Способ быть хорошим, правильным.
- Это может быть ожидание благодарности от того человека, кому оказана помощь (а скорее, «причинено добро»).
- Это может быть искупление своего чувства вины за что-либо.
- Это может быть подспудное желание власти и контроля (сделать жертву беспомощной, несамостоятельной, зависимой от его «помощи»).
- Это может быть легализованная форма выражения своей подавляемой агрессии, когда спасатель становится преследователем преследователя (тогда он становится «заступником» для Жертвы перед Преследователем этой Жертвы).
- Это может быть способ заслужить любовь через свою полезность и пригодность.
- Это может быть способом закрыть гештальт, завершить действие: например, в детстве он не мог спасти маму от депрессии, алкоголя или папы-тирана, а теперь завершит начатую тогда миссию спасения через спасательство другого человека.
- Это может быть способом переключиться от своих нерешённых проблем — на чужие, более для Спасателя очевидные (сапожник без сапог).
Обратите внимание, что сами мотивы могут «заваливать» Спасателя или в Преследователя, или в Жертву. Собственно, все эти роли переплетены и один и тот же человек может в течении одного конфликта проиграть их все.
Другими словами, мотивы Спасателя — ВСЕГДА корыстные.
Так в чём опасность спасательства? Благое дело, кажется, хоть и корыстное… Но нет!
Во-первых, Спасатель бессознательно не заинтересован в окончательном спасении Жертвы. Ведь тогда его миссия закончится, он «останется без работы». И останется без тех бонусов и благ, которые даёт ему «миссия спасения». То есть по большому счёту, вся деятельность Спасателя — это бурная имитация спасения, а не помощь, как таковая. Это перманентный процесс «вытаскивания из болота бегемота».
Во-вторых, своими действиями, причинением добра и непоправимой пользы, Спасатель может психологически инвалидизировать другого человека, кому адресована «помощь». То есть цель Спасателя — не помочь другому стать самостоятельным, научить решать свои проблемы, оказывая текущую поддержку с нацелом на возвращение ответственности помогаемому. А цель — забрать ответственность за жизнь и благополучие другого — себе. Сделав другого зависимым от помощи, несамостоятельным. То есть бессознательно Спасатель, решая трудности другого, их же и множит или «не дорешает до конца».
И в-третьих, это чревато выгоранием самого Спасателя. Потому как свою миссию спасения он часто реализует в условиях сильного дефицита внутренних ресурсов, отсутствия собственной благоустроенности. «Светя другим — сгораешь сам». Или как в сказке «…битый небитого везёт».
Так что же, любая помощь — корыстна? Как отличить искреннее желание помочь другому из сочувствия и эмпатии — от спасательства? И как выйти из нездоровой роли Спасателя?
В противопоставлении спасательству мы обращаемся к такому понятию, как «служение». А в основе служения — любовь к другому человеку. Главным условием для самой возможности служения — это полная личная благоустроенность. То есть человек доволен быть тем, кто он есть и иметь то, что он имеет, жить там, где живёт. Чего нет при спасательстве!
Легко любить людей тогда, когда у самого всё хорошо. Когда переполнен счастьем, поднимается потребность делиться: что-то создавать для других, строить, дарить, учить других тому, что знаешь, делиться опытом, предостерегать от ошибок, творить мир для других из своего изобилия.
Я искренне убеждена, что несчастный человек, который себя не любит, которого не устраивает своя жизнь — не может и не умеет любить других людей. А значит, не умеет и заботиться. Ведь в основе заботы — любовь. Нет любви — тогда это опека. Или компенсация собственных тараканов.
Для служения необходима высокая осознанность. Гармония в себе, целостность.
Если этого нет, то за помощью другим всегда стоит какой-то собственный невроз: страхи, комплексы, неудовлетворённые потребности.
Служение не делает другого беспомощным, бессильным. Напротив, цель служения — помочь другому человеку стать благополучным независимо от кого-либо.
В спасательстве другой человек привязывается к дающей руке. В служении — отправляется в самостоятельный путь. Спасательство — это когда для другого ловишь рыбу. Служение — когда показываешь другому, как пользоваться удочкой. Когда создаёшь для другого удочку и даришь её безвозмездно.
В спасательстве опекаешь человека для себя (неосознанно, конечно, но ради себя). В служении — сохраняешь жизнь для самого человека.
Спасательство возникает, как продолжение, следствие внутреннего дефицита. Служения — от внутреннего изобилия, благополучия, устроенности.
Чтобы выйти из спасательства, необходимо осознать те паттерны поведения, когда вы ведёте себя, действуете, как Спасатель. Выйти из ситуции, посмотреть со стороны и оценить, какую роль вы бессознательно проигрываете. Задуматься о мотивах, об истинных причинах, что заставляет вас стремиться решать чужие проблемы за других людей, причинять добро тогда, когда есть собственные нерешённые задачи и трудности. Если спасательство и выручательство других происходит в ущерб своим интересам, это становится проблемой. За её решением можете обратиться к психологу. А для начала — просто осознать свою роль.
Один комментарий
Олег
Может быть, у вас не выстроены отношения в коллективе, и у вас такая дисфункциональная система, в которой считается, что все должны гореть на работе и отдавать себя служению людям. И каждый раз, когда вы хотите уйти пораньше, чтобы отметить с мужем годовщину свадьбы, вы чувствуете себя сволочью и предателем родного коллектива. Такие дисфункциональные организации, в которых все борются с мировым злом, а кто ушел на полчаса пораньше — сволочь и предатель, обычно создаются людьми с гиперкомплексом спасателя. — Это люди, у которых сильно переразвит комплекс «спасателя», которые посвящают всю свою жизнь спасению кого-то. Но это не очень хорошая ситуация.